Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Несмотря на то, что излишняя расточительность — не от доброго начала, иногда из этого может произрасти добро. Но предельная скупость — только во вред миру»Виленский Гаон, Совершенная мера, гл. 3
Материалы рассылки за 5768 год.

Уважаемые читатели! В течение нескольких лет мы посвящали наши регулярные рассылки недельным главам Торы. Сегодня мы начинаем новую тему. Тема эта — Теилим (в русском переводе –Псалмы).

Предварительно скажем несколько слов о структуре еврейских священных текстов, в состав которых Теилим входят. Тексты эти носят общее название Танах. ТаНаХ — аббревиатура слов «Тора», «Невиим», «Ктувим».

Тора, или Хумаш (Пятикнижие; «хамеш» на иврите — «пять»), содержит Учение (Тору), данное нам Всевышним и определяющее смысл жизни, назначение и задачи еврейского народа в целом и каждого еврея в отдельности. В пяти книгах наш учитель Моше, величайший пророк человечества, записал это учение буквально так, как «диктовал» ему Б-г.

Начинается Тора с рассказа о Сотворении мира и завершается моментом, когда еврейский народ, вышедший из египетского рабства и получивший Тору у горы Синай, после сорокалетнего странствия по пустыне подошел к границам обещанной ему Б-гом страны — Эрец-Исраэль.

Вторая книга Танаха — «Невиим» («Пророки») — представляет собой тексты наших пророков, освещающие исторические и духовные события в жизни еврейского народа от момента вступления в Эрец-Исраэль и до возвращения евреев из вавилонского изгнания, первого изгнания после того, как евреи обрели свою страну и свою государственность.

Книга пророков открывается Книгой Иеошуа бин-Нуна, возглавившего еврейский народ после смерти Моше, и рассказывает о завоевании евреями Эрец-Исраэль и ее заселении. После смерти Иеошуа во главе еврейского народа, обосновавшегося на Святой земле, поочередно стояли духовные авторитеты, именуемые судьями. С этим периодом связана книга «Шофтим» (Книга судей). Затем следуют две книги пророка Шмуэля, долгое время возглавлявшего народ. (Как видите, до того, как евреи поставили над собой царя, жизнь народа регулировалась исключительно духовными авторитетами.)

Книги Шмуэля и следующие за ними две Книги царей рассказывают о событиях времен правления царей, первым из которых был Шауль. Затем на еврейский престол вступил царь Давид, за ним — его сын и наследник царь Шломо. Завершаются «Невиим» тремя книгами т. наз. поздних и двенадцатью книгами малых пророков. Событийно ее завершает завоевание Эрец-Исраэль Навухаднецаром, правителем Вавилонской империи, изгнание евреев в Вавилон и начало их возвращения.

Третья книга Танаха — «Ктувим» («Писания») — включает в себя Теилим (Псалмы), Мишлей (Притчи царя Шломо), книгу Иова, т. наз Мегилот (Свитки): Шир а-ширим (Песнь песней), Рут, Эйха (Плач Ирмеяу), Коэлет, Эстер, затем книги Даниэля, Эзры, Нехемии и две книги Диврей а-ямим (Хроники).

Понятно, что Тора — это святая книга, прямая запись того, что передал Моше Всевышний. А почему мы называем святыми книгами и Пророков, и Писания? Ведь у них есть авторы? Почему они объединены вместе с Торой в Танах? Потому что и они написаны «бе‑руах а-кодеш». «Руах а-кодеш» — «дух святости» на иврите. Авторы текстов, включенных в Танах, обладали глубоким пророческим видением настоящего и будущего, провидели истинный — духовный — смысл всего происходящего на земле.

Автором абсолютного большинства псалмов является царь Давид. Составляя Книгу псалмов, он включил в нее ряд теилим еще десяти авторов.

Слово «псалмы», которым называют теилим в нееврейской традиции, греческого происхождения и означает песни, исполняемые под аккомпанемент инструмента псалтерион. Оригинальное же название этих текстов происходит от ивритского слова «теила», что означает «восхваление». Теилим — это гимны, восхваляющие Всевышнего. (Отдельные гимны книги «Теилим» в еврейской традиции называют главами.)

В основу наших бесед о теилим положены уроки рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

1Счастлив человек, который не следовал совету злодеев, не вставал на путь грешников и не сидел в собрании насмешников.

2Лишь учения Б-га желает он и Его учением занимается днем и ночью.

3Будет он как дерево, посаженное у водных источников, которое вовремя плодоносит и лист которого не вянет; все, что он будет делать, будет удачно.

4Не так злодеи; они уподобятся мякине, которую уносит ветер.

5Поэтому злодеи не устоят на суде и грешники — в обществе праведных.

6Ибо Б-г знает путь праведных, а путь злодеев падет.

Первый псалом как бы вводит нас во всю книгу, и говорит он о том, что такое счастье человека и на каком пути его можно достичь. Так что можно сказать, что книгу «Теилим» открывают слова «Счастлив человек, который…» («Ашрей а-иш ашер…».)

В жизни каждого человека бывают моменты, когда он нуждается в совете. Счастлив тот, кто в случае, когда ему нужно решить какой-то вопрос, не слушается совета злодеев («не следовал совету злодеев»). А злодеи («решаим») — это те, кто осознанно не считается с мнением Б-га, с положениями Торы.

Начинается все с малого, и потому, говорит Талмуд, если сначала человек следует совету злодея, то потом он оказывается на дурном пути путь грешников»), и это приводит к тому, что его средой общения, его окружением становятся насмешники («в собрании насмешников»), т.е. пустословы и болтуны, презирающие все и вся.

А как поступает человек, который не следует совету злодеев? Где он ищет ответа на свои вопросы? Он стремится решить любой вопрос в соответствии с мнением Б-га, Торы: «лишь учения Б‑га желает он и Его учением занимается днем и ночью». И это ведет его к счастью. В жизни такого человека, утверждает псалом, в жизни человека, который следует учению Б‑га, все будет прекрасно и достойно: «будет…как дерево, посаженное у водных источников, которое вовремя плодоносит и лист которого не вянет; все, что он будет делать, будет удачно». И, в отличие от болтовни «насмешников», речи такого человека будут выдержанными и содержательными, никого и ничего не оскорбляющими и не принижающими. Недаром говорят наши мудрецы, что услышать слова людей, знающих Тору, — великое благо.

На иврите существуют два слова, означающие благополучие. Одно из них — «ошер», другое — «ацлаха». В каких случаях в святых текстах употребляется первое слово, в каких — второе? Один из известных комментаторов Торы, Мальбим, кажется, говорит, что слово «ацлаха» в основном используется, когда речь идет о делах материальных: о заработке, здоровье, детях. «Ошер» обычно соотносится с миром духовным. Псалом, как видите, говорит о счастье в духовном смысле («ашрей а-иш»). Злодеям такое счастье не дано. Конечно, в жизни нам случается, и даже нередко, видеть людей, не следующих законам Торы, однако весьма удачливых. Но не надо думать, что это и есть счастье. Все это — «мякина, которую уносит ветер». Все это мусор, ничего не стоящая и неустойчивая вещь.

Наступит время, в этом мире или в будущем, и злодеям не устоять, ибо нет у них поддержки Всевышнего: «…злодеи не устоят на суде и грешники — в обществе праведных. Ибо Б-г знает путь праведных, а путь злодеев падет». Путь праведников «Б-г знает», потому что Б-г вместе с ними на их пути.


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше